Ребенок в садике часто болеет

Чем и как часто дети болеют в детском саду?

Время чтения 8 минут

Часто ли болеют дети в детском саду? В современном мире почти все дети посещают дошкольное учреждение, которое помогает ребенку развиваться. В детском саду дети приобретают навыки общения со сверстниками, взаимодействуют с взрослыми, а также накапливают знания и умения. Нередки случаи, когда ребенок начинает ходить в детский сад, он начинает часто болеть. Считается, если воспитанник детского сада болеет более шести раз в год, то такого ребенка называют «часто болеющим ребенком». Во многих странах считается обычным делом, если воспитанник детского сада болеет более десяти раз в год. Почему дети часто болеют в детском саду? Как правильно поступать родителям, чтобы их дети не болели так часто?

Ребенок часто болеет в детском саду: причины

Как показывает статистика, дети, которые посещают дошкольное учреждение болеют на 13% чаще, чем дети, которые воспитываются родителями самостоятельно. С каждым годом процент заболевших детей снижается, через несколько лет у воспитанников детского сада вырабатывается иммунитет к разным болезням.

Проблемы с иммунитетом

Иммунная система формируется еще в утробе матери. Как известно, плод в утробе матери защищен плацентой, поэтому с момента рождения иммунитет начинает активно развиваться. Стоит разграничить такие понятия как иммунитет общий и местный.

Важно понимать, что общий иммунитет начинает сопротивление, когда микробы попадают в ткань организма. Местному иммунитету постоянно приходится защищать организм от вирусов, которые проникают через кожу и слизистую оболочку.

Поэтому если ребенок часто болеет, но болезнь отступает быстро, то это свидетельствует о том, что общий иммунитет у малыша хороший, а местный слабый.

Большой коллектив

Часто болеют дети в детском саду из- за большого коллектива. Когда ребенок в первый раз приходит в дошкольное учреждение, то организм встречается с новой флорой, поэтому должно пройти время для адаптации. Организм уязвим под воздействием множества микроорганизмов. Источниками микробов в первую очередь выступают дети, так как ребенку приходится на протяжении всего дня контактировать с ровесниками, играть, делиться игрушками. В настоящее время в дошкольных учреждениях дефицит мест, поэтому группам в детских садах приходится ютиться в небольших посещениях.

Несмотря на то, что если в группе не будет ребенка, который болеет, то новичок может подхватить вирус уже через день. Это будет реакцией организма на незнакомые ему микроорганизмы.

Происходит постоянное обновление микрофлоры в детском коллективе. Должно пройти несколько лет, чтобы организмы ребят смогли адаптироваться не только к окружающей их флоре, но к флоре друг друга.

Не стоит исключать тот факт, что в детском саду существует такое понятие как недосмотр. Зачастую воспитательница физически не успевает проследить за тем, надели ли все воспитанники группы свои шарфики.

Несовершенства в детсадовской системе

Зачастую родители сами виноваты в том, что дети часто болеют в детском саду. Разные жизненные обстоятельства наталкивают родителей отводить в дошкольное учреждение ребенка, который болеет, ссылаясь на то, что его не с кем оставить, и выхода другого нет. В рамках своей компетенции воспитатель должен отправить ребенка домой, но, увы, так

происходит далеко не всегда. Поэтому возрастает риск, что кто-то из ребят в группе подхватит вирусную бактерию и заболеет.

Микроклимат в помещении

Часто болеют дети в детском саду из-за микроклимата? Да! Огромное количество дошкольных учреждений находятся в старых зданиях, которые нуждаются в капитальном ремонте. Деревянные окна в таких зданиях создают сквозняки, пол холодный. Поэтому не в таких условиях дети часто болеют в детском саду, постоянно подхватывают инфекции и вирусы.

Важно знать, что колоссально на уровень заболеваемости детей в детском саду влияет микроклимат помещений.

Когда наступает отопительный сезон, то можно отметить, что воздух совершенное не соответствует стандартам и нормам. Температура воздуха и влажность далеки от стандартного уровня, поэтому иммунитет уязвим перед заболеваниями и вирусами. Как правило, помещения детского сада не проветриваются, и тем самым происходит размножение микроорганизмов.

Психология

Частые заболевания ребенка в детском саду могут скрывать за собой психосоматическую причину. Детям приходиться адаптироваться к новым незнакомым условиям, к новому распорядку, к сверстникам, к новым чужим взрослым и воспитателям. Это в свою очередь не может не отражаться на состоянии и здоровье ребенка. На фоне таких изменений происходит резкое ослабевание местного иммунитета.

Как известно стресс негативно воздействует на организм человека, особенно, если это ребенок. Поэтому на родителей возлагается колоссальная ответственность за здоровье своего малыша, они должны знать, как помочь своему ребенку адаптироваться быстрее без вреда здоровью.

После того как ребенок заболевает, то родители всеми способами пытаются выполнить любой каприз своего ребенка. В этом и кроется стратегическая ошибка. В период болезни, находясь дома, ребенок привыкает к вседозволенности и это приводит к тому, что когда болезнь минует, и малыш вновь отправляется в детский сад, происходит повторное скорое заболевание, так как ребенок привык находиться в домашних условиях под тщательным присмотром и опекой.

Несмотря на то, как часто ребенок болеет, гораздо важнее как организм способен справиться с заболеванием. Если ребенок идет на поправку спустя неделю и прием препаратов был минимальным, то переживать не стоит иммунитет у малыша хороший. Напротив, если инфекция вызвала осложнения и патологии и справиться с вирусом без приема лекарственных средств уже невозможно, то необходимо искать причины.

Профилактика болезней у малышей

Полностью избежать того, чтобы ребенок не болел невозможно. Однако вероятность, что снизить частоту заболеваемости вполне в силах родителей.

Правильный выбор детского сада

Начать профилактику заболеваемости у ребенка нужно начать с выбора детского сада. Родителям следует пообщаться на детской площадке с другими родителями, дети которых уже ходят в дошкольное учреждение. В ходе разговора можно выяснить мнения мам по поводу воспитателей в детском саду, о размерах групп. Кроме того, вопросы можно адресовать педиатру, который закреплен за определенным участком. Детскому врачу можно задать вопрос часто ли болеют дети в детском саду?

Перед тем как оформить ребенка в детский сад нужно предварительно осмотреть здание, помещение, в котором предстоит находиться большую часть времени.

Комнаты помещения должны быть хорошо освещены и просторны. Обратите внимание на температуру и влажность воздуха. Очень важно, чтобы обязательно в дошкольном учреждении была медсестра, которая сможет оказать помощь детям, когда возникнет необходимость.

Иммунитет

Дети часто болеют в детском саду из-за слабого иммунитета. Чтобы укрепить иммунитет от простудных и инфекционных заболеваний необходимо закаливать организм. При помощи закаливания укрепляется иммунная, нервная и эндокринная системы.

Под закаливаем, подразумеваются простые действия, такие как прогулки на свежем воздухе. Желательны регулярные физические нагрузки. Необходимо постоянно проветривать помещения, чтобы не происходило скапливание инфекций и бактерий. Важно, чтобы родители всегда одевали детей в соответствии с погодными условиями. Малыш должен чувствовать себя комфортно, нужно избегать переохлаждения или перегрева. Следует помнить, что дети, которые активны, спортивны и любят поплескаться в речке, болеет меньше и иммунитет у них крепче.

Рацион питания должен быть сбалансирован, включать молочную, мясную продукцию, а также нельзя забывать о фруктах и овощах. Несколько раз в неделю важно включать в рацион морепродукты.

На здоровье ребенка влияют систематические занятия спортом. С помощью зарядки улучшатся работа сердца, нервная система, повышается аппетит и поднимается настроение у ребенка. Однако стоит помнить о тех факторах, которые оказывают негативное влияние. Например, если ребенок оказывается в очаге, где люди курят. Загазованность воздуха в городе излишняя, поэтому любая поездка за город или в деревню будет полезна для иммунитета не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Чистота — залог здоровья

Различные микроорганизмы и бактерии распространяются воздушно — капельным путем, которые оседают на окружающих предметах. Поэтому очень важно тщательно соблюдать гигиену, обязательно мыть руки.

Детям свойственно такое поведение, когда они дотрагиваются грязными руками глаз, а также активно облизывают пальцы. На руках наводится огромное количество бактерий, которые мгновенно попадают в организм. Поэтому важно приучить вашего ребенка после прогулок,

после туалета мыть руки. Родители должны объяснить ребенку о том, что нельзя тянуть в рот окружающие предметы. Зачастую грязные руки становятся причиной вирусных, бактериальных инфекций. Дети в детском саду болеют часто именно по этой причине.

Состояние микроклимата

Санитарных и гигиенических правил важно придерживаться не только в учреждениях детского сада. В домашних условиях также нужно поддерживать оптимальную атмосферу. Температура и влажность воздуха не должна отклоняться от нормы. Регулярно важно проводить генеральную и влажную уборку.

Родители должны следить за тем, чтобы слизистая оболочка не пересыхала, потому что пересушенная слизистая идеально подходит для того чтобы там начала развиваться инфекция.

Для профилактики рекомендуется промывать нос ребенка слабым раствором соли.

Лекарственные препараты

В обществе есть устоявшиеся мифы, по поводу того как правильно осуществлять профилактику заболеваний у детей перед поступлением в детский сад. Многие источники рекомендуют пропить курс витаминов для того чтобы иммунитет смог укрепиться. Однако это заблуждение, никакой препарат не способен усилить сопротивляемость организма к вирусам и инфекциям. Кроме того, настоятельно рекомендуется прибегать к использованию таблеток крайне редко. Важно понимать, что организм ребенка должен самостоятельно бороться с вирусами и микробами.

Если у малыша повысилась температура, то не стоит спешить давать ребенку жаропонижающие таблетки.

Организм должен сам бороться с инфекцией. В период болезни должен быть поддерживаться микроклимат, важно обильное питье. Сбивать температуру нужно только в том случае, если она повысится до 38 градусов.

После того как ребенок выздоровеет сразу начать посещение дошкольного учреждения нельзя. Должен пройти небольшой промежуток времени, чтобы силы восстановились. Продолжительность карантина после ОРВИ должна составлять не менее 3 дней.

Если заболевание было тяжелым, то для восстановления организму ребенка может потребоваться не менее двух недель. Нездорового ребенка необходимо изолировать от других детей, чтобы исключить вероятность подхватить еще одну инфекцию. Запрещается отводить малыша в детский сад.

Прививки

Прививка — один из способов защиты от заболеваний. Прививка эффективна примерно на 80%, привитый организм справляется с инфекцией гораздо оперативнее. Вакцинацию нужно делать каждый год. Самым оптимальным периодом для вакцинации считается сентябрь- октябрь.

Оптимальный возраст

Самый оптимальный возраст для начала посещения дошкольного учреждения считается 3-4 года. Именно в этом возрасте иммунная система начинает укрепляться. Помимо этого в этом возрасте дети уже имеют навыки самообслуживания.

Внимание и забота

Если ваш ребенок пошел в сад и часто болеет, то необходимо оградить его от семейных конфликтов и ссор. Очень важно в период болезни проявить к малышу максимум заботы и любви.

Часто родителям советуют составить для ребенка индивидуальный план посещения. Например, сделать еще один дополнительный выходной среди недели для вашего малыша.

Читайте также:  Герпес на щеке у ребенка

Однако следует действовать аккуратно. Зачастую ребенок начинает идти на некоторые хитрости и стремится заболеть вновь.

Если сложилась ситуации, когда ваш ребенок заболевает снова и снова, то возможно стоит задуматься о том, чтобы отложить поступление в дошкольное учреждение на следующий год.

В данной статье мы рассмотрели такие вопросы: «как часто болеют в детском саду?», что делать, если ребенок пошел в детский сад начал болеть»? и «почему дети часто болеют в детском саду?» Нам удалось раскрыть основные вопросы и дать развернутый ответ на каждый из них.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Почему дети часто болеют в саду простудными заболеваниями

Каждый родитель, сталкивающийся, так или иначе, с темой сада, знает такую статистику: неделя в садике – три недели дома, болеем. Кто виноват, садики, воспитатели, родители? И почему так происходит? Об этом мы поговорим с вами в этой статье.

Почему дети часто болеют в саду простудными заболеваниями

Неделя в детском садике – три недели на «больничном»

Ребенок, до сада никогда не болевший, начинает в садике постоянно болеть… Практически такую историю мы слышим от друзей/коллег/родственников/знакомых, отдавших свое драгоценное чадо в детский сад. И, правда, статистика неумолимо показывает именно такие цифры у детей, которые начинают ходить в садик. Да, в детских садах дети начинают болеть чаще, чем в домашних условиях, но виноваты ли в этом сами детские сады?

Для начала стоит понимать, что каждый ребенок с рождения наделен определенным набором бактерий, который он получает каждый день в своей семье. Своеобразная семейная вселенная. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. И здесь не поможет «Актимель» или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.

В первую очередь подобное происходит и от того, что ребенок впервые сталкивается с новой для него флорой (с носителями этой флоры), и не удивителен такой вариант, когда ребенок заболел через несколько дней при отсутствии явных видимых причин (извне), т.е. все остальные дети в группе абсолютно здоровы.

Т.е. должно пройти какое-то время, что ребенок ужился с этой флорой, т.е. можно сказать, получил иммунитет.

Для всех родителей, которые отдают своего ребенка в садик, это достаточно тревожный и ответственный поступок, который изменит уже привычный за 2-3 года пребывания дома ребенка ритм жизни. Для мамы – это ожидание выхода на работу, выбор детского сада, бесконечные комиссии врачей. Какой там коллектив? Много ли детей в группе? Хорошая ли будет воспитательница? Как ребенок пойдет в детский сад? Родители не скрывают своей радости, уставшая от уединенного сидения с малышом мама сможет выйти на долгожданную работу, малыш взрослеет… Все эти мысли, меняют эмоциональное состояние мамы. Ребенок же еще не понимает, что именно ему говорят о каком-то садике, что от него хотят. Но внутренне он уже чувствует переживания мамы. Как правило, уже на этапе подготовки к садику ребенок начинает нервничать.

Наступает долгожданный день ИКС, счастливая мама отводит ребенка в садик. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Давайте посмотрим на эту ситуацию глазами ребенка. Он еще не проговаривает про себя свои мысли, он лишь чувствует. В одно мгновенье те непонятные слова про садик, которые говорили родные, воплощаются в жизнь. В один момент его счастливое, привычное существование оборачивается для него кошмаром: он попадает в незнакомое место, с незнакомыми людьми, с незнакомыми детьми… Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню, иными словами следовать привычному распорядку дня. Это особенность психологии – чем чаще мы слышим или видим что-либо, тем это становится для нас все более красивым, дорогим. Именно по этой причине врачи рекомендуют вводить любые новшества для ребенка постепенно.

Но ригидность — не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку их очи этого еще не видели, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. Дети начинают надумавать, и состояние их стресса растет как снежный ком.

А ведь именно стресс снижает активность имунной системы. Каждый день, гуляя с ребенком на детской площадке, на которой он играет с детьми в машинки, в песочнице или на горке, ребенок непременно встречает множество вирусов. Но ведь он не болеет так часто, как в садике, хотя встречает таких же детей, играет с ними!

А теперь, после такого стресса в садике, он приходит домой, где взвинченная мама пытется успеть переделать все дела. Всё изменилось для ребенка в один момент. Теперь всё по-другому. Он чувствует себя брошенным. Все заняты своими делами, а не им. Стресс только усиливается.

Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только первые дни, когда сильная температура, кашель, боль и другие возможные симптомы. А потом две-три недели неспешного выздоровления, можно наслаждаться привычной и любимой жизнью! На бессознательном уровне ребенок понимает, что для того, чтобы мама была рядом с ним – ему нужно заболеть. Бессознательно он «обучается» изменять состояние своей иммунной системы. Мама и врачи сразу превращают его в «слабенького» ребеночка со слабым здоровьем.

Винить в таком поведении ребенка просто невозможно. Потому, что делает он это безсознательно. Винить в этом детский сад тоже не вариант. Но что же делать родителям? Нужно заранее подготавливать ребенка к детскому саду.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Самый хороший вариант начала подготовки к детскому саду – это постепенное вхождение ребенка в новую атмосферу. Очень хорошо растянуть это «вхождение» хотя бы на месяц.

Для начала, мама приводит ребенка в детский садик и находится вместе с ним там, лучше всего, как показывает практика, приходить к группе на прогулки. Потом уже вместе с знакомыми ему детками ребенок идет в сам детский садик. В кругу знакомых детишек это совсем не так страшно. Обязательно помнить, что в первое время нужно забирать ребенка домой когда вы замечаете первые признаки усталости.

Через некоторое время (для кого-то это занимает день, другим детям мало недели, каждый ребенок индивидуален) мама говорит малышу, что отойдет на пять минут и тут же вернется. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность — возвращение в положенный срок.

В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется — она вернется, как только сможет.

Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа — это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

Что делать, если ребенок в детском саду постоянно болеет?

На этот и многие другие вопросы, связанные с адаптацией к детскому саду, ответили ведущие тульские специалисты.

Читайте также:  Как быстро вылечить стоматит во рту у ребенка

Долгожданная очередь наконец-то подошла! Ваш малыш отправился в детский сад. Но радости это событие семье не прибавило. На ребенка обрушились болячки, откуда-то взялись странные капризы, да и вообще любимое чадо словно подменили. Так выглядит адаптация к детскому саду. Как с ней справиться и укрепить физическое и эмоциональное здоровье новоиспеченного детсадовца? На вопросы мамам из «МамКомпании» ответили ведущие тульские специалисты.

Ребенок устраивает настоящий концерт перед входом в группу. Плачет, не хочет идти. Воспитатели говорят, что это нормальная реакция. Чем помочь сыну и как его уговорить? В саду, после расставания, ведет себя совершенно нормально. Анна Иванова, мама 3-летнего Сережи.

Отвечает Ольга Варегина, детский психолог:

— Успех адаптации всегда зависит от индивидуальных особенностей ребенка и семейной ситуации. Родителям, чьи дети болезненно переносят сам момент «передачи» и ухода мамы утром, можно попробовать подводить каждый день ребенка к одной мысли: мама очень любит своего сына/дочку, тоже будет очень скучать весь день и обязательно придет вовремя за ним, как и за остальными детками, и уж после садика вы наиграетесь/накатаетесь, и далее можно пройтись по всем любимым развлечениям ребенка (и чередовать их в разные дни). И обязательно выполнить свое обещание!

Важно постепенно сокращать сцену прощания, выработать конкретный ритуал (например, поцелуи в обе щечки и махание рукой), после чего уходить, даже если ребенок начинает плакать. Поверьте, таким образом вы уберегаете его от лишних переживаний. Постепенно он на подсознательном уровне начнет воспринимать ритуал должным образом.

По дороге в сад всегда настраивайте на позитив несмотря ни на что. Мамины переживания и сомнения действительно только подпитывают беспокойство самого ребенка.

Первые месяцы в детском саду выглядят у нас так: два дня ходим, две недели болеем. Можно ли как-то укрепить иммунитет ребенка, который пошел в детский сад? Наталья Осипова, мама 2-летней Маши.

Отвечает Светлана Лазоревич, врач-педиатр, заведующая центром детского здоровья МУЗ «Детская городская больница № 3» г. Тулы:

— Нет метода, который позволит укрепить здоровье ребенка за один день или за неделю. Родители должны быть готовы к тому, что это займет один-два месяца. Немаловажную роль в укреплении иммунитета играет приучение малыша к новому садовскому режиму дня. Еда, сон, прогулки должны быть организованы дома в то же время, что и в саду. Второй важный момент – полноценное питание. Нужно помнить, что дома ребенок должен получать те необходимые продукты, которые не предусмотрены детсадовским меню или включены в него в недостаточном количестве. В период роста заболеваемости ОРВИ детям можно давать противовирусные препараты (такие как анаферон, например), перед походом в сад смазывать нос оксолиновой мазью. Осенью и весной (часто болеющим малышам и зимой) можно пить поливитаминные комплексы.

Дочке 2,5 года. Она очень тяжело адаптируется к саду. Ребенок стал подолгу болеть. Я не работаю, хочу забрать её домой и попробовать через год снова начать водить. Можно ли так поступить и вернуться в электронную очередь на следующий год? Лана Бунина, мама 2-летней Даши.

Отвечает Наталья Бакович, начальник сектора дошкольного образования департамента образованияТульской области.

— В электронную очередь всегда можно вернуться. Но если место в садике вам уже было предоставлено, а вы от него отказались, вам придется снова стать в «конец очереди». Мы не рекомендуем этого делать, потому что ожидание может продлиться не один год. В случае если ребенок действительно часто болеет и нуждается, например, в лечении в санатории или операции, маме лучше взять справку в больнице. По медицинским показаниям место в садике остается за ребенком в период лечения и реабилитации. Если же вы решили пропустить год без показаний, то необходимо написать отказ от места в саду и начать свою историю в очереди с самого начала. Существует информационно-справочная служба для родителей, где можно уточнить все непонятные моменты в каждом конкретном случае. Тел. 8 800 200 71 02.

Почему дети в садике часто болеют?

Автор статьи: Елена Виноградова.

Закончилось лето, и малыши дружно пошли в детский сад, а мамы радостно приготовились выходить на работу. Но вот беда, проходит всего один-два дня, и дети начинают болеть. В чем причина и как преодолеть постоянные болезни в детском саду, приходя сюда впервые или возвращаясь после летних каникул?

Основные причины заболеваний

Причины, почему дети в садике часто болеют, делятся на внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести:

  • Новый коллектив. У каждого ребенка есть свой собственный набор постоянных бактерий и вирусов, устойчивый иммунитет к которым у него уже давно сформировался. Находясь совместно, малыши обмениваются бактериями и соответственно болеют, пока у каждого не выработается свой иммунитет новую для него микрофлору.
  • Наличие больных детей в группе. Многие родители приводят в группу приболевших детей, мотивируя это тем, что ребенок не чувствует серьезного недомогания и не доставит хлопот воспитателям, а дома его оставить не с кем. В этой ситуации малыш активно заражает других детишек.
  • Сезонные вспышки заболеваний распространяются среди малышей также очень быстро, поскольку дети долгое время находятся в общем небольшом закрытом помещении.

Однако внешние причины заболеваний легко преодолимы: через два-три месяца флора ребенка и коллектива уравняются, а во время сезонных вспышек заболеваний можно пользоваться барьерной защитой (оксолиновая мазь для носика или разнообразные наклейки с эфирными маслами на одежду) или начинать принимать противовирусные средства в качестве профилактики. К более серьезным причинам, почему ребенок часто болеет, относятся внутренние:

  • Слабый иммунитет. До 5-6 лет иммунитет у малышей только строится и его формирование идет быстрее, если дети до садика уже болели (если у них есть старшие браться и сестры, которые приносят домой разнообразные инфекции). Ребятишки, жившие в «тепличных» условиях и до детского сад не болевшие, не имеют иммунитета к большинству бактерий и вирусов.
  • Психосоматическая природа заболеваний практически всегда сопровождает часто болеющих детей. Происходит это потому, что ребенок чувствует на новом месте в детском саду психический дискомфорт (попросту нервничает): один в незнакомой обстановке, часто боится придет мама вечером или нет. Однако стоит ему закашлять, он тут же попадает в замечательные условия: остается дома, где все привычно, родные стараются развлекать и баловать, а главное мама снова целый день рядом! Стоит ситуации повториться неоднократно, и организм «запоминает», как в следующий раз ему оставить дома родителей: за-бо-леть! В этом возрасте малыш совершенно не осознает, что его организм начинает «специально» болеть или «не желать» выздоравливать.

Что делать, чтобы ребенок не болел

Чтобы малыш болел в садике как можно меньше, стоит заранее начать укреплять его иммунитет: здесь помогут самые обычные солнечные ванны, поездки на море и активные игры на свежем воздухе, прием витаминов, закаливание и зарядка.

В целях профилактики деткам делают прививки от гриппа — в этом случае заболевание переносится легче и с меньшим количеством осложнений. Труднее всего избавиться от психических причин заболеваний, являющихся основой, когда ребенок часто болеет. Что делать в этом случае:

  • Сделайте болезнь «невкусной». Часто взрослые ищут как можно более сладкие лекарства и безболезненные методы лечения, чтобы избавить себя от детских слез. Благодаря этому ребенок не понимает, что болеть «плохо»: болеть становится «вкусно». Лучше всего давать сладкие витаминки и сиропы в периоды здоровья, как профилактику, а заболевшего ребенка лечить тем, что назначает врач.
  • Отправьте малыша болеть к бабушке: он должен понимать, что заболевание не способ заполучить мамино рабочее время.
  • Создайте дома на время болезни ощущение скуки. Отмените все интересные мероприятия и сократите сладости под предлогом врачебной диеты, всячески подчеркивая при этом, что как только ребенок поправится, вы обязательно вместе… будете запускать воздушного змея, пойдете в зоопарк, купите мороженого и пр. Отселите заболевшего малыша в отдельную комнатку или выделите ему уголок, где он будет удален от других членов семьи (братьев, сестер…): мотивируйте тем, что окружающие могут заразиться.
  • В периоды здоровья весело проводите вечернее время с малышом. Старайтесь, особенно первые месяцы, когда ребенок пошел в детский сад, уделять ему максимум своего домашнего времени. Введите в привычку хоть недолго по вечерам играть всей семьей в настольные игры или совместно смотреть мультфильмы; из уборки и готовки еды тоже можно сделать игру, а ребенок не будет чувствовать, что вернувшись с работы домой, мама его игнорирует.
  • Сохраняйте режим детского сада, чтобы при возвращении в коллектив после болезни ему не пришлось заново адаптироваться к сну/бодрствованию и еде.

И еще родителям очень важно помнить, что профилактика всегда обходится дешевле, чем лечение, а избавиться от «привычки болеть» в любой неприятной ситуации, ребенку самостоятельно будет очень непросто.

Почему ребенок часто болеет в детском саду?

Посещение дошкольного учреждения играет огромную роль в развитии каждого ребенка. В садике детки учатся находить общий язык со сверстниками, общаться с взрослыми людьми, получают множество новых знаний и умений. Однако часто случается так, что малыш, который никогда не болел дома, при поступлении в детский сад начинает заболевать каждые две недели. На постсоветском пространстве даже введен специальный термин «часто болеющий ребенок», который применяется к детсадовским воспитанникам, болеющим более 6 раз в год. Однако в большинстве цивилизованных стран считается, что перенесение ребенком болезненных состояний до 10 раз в году является нормой для организованных детских учреждений. Где же источник проблем со здоровьем детсадовских малышей, как поступать родителям, чтобы их чада не болели?

Причины частых болезней детсадовских воспитанников

Статистика утверждает, что те детки, посещающие детский сад, болеют всего на 13% чаще, чем те, которые в него не ходят. Причем в первый год, как правило, болеет большая часть детей, во второй этот показатель снижается до 20%, а на третьем году получения дошкольного образования уже только 10% малышей не ходят в садик по причине болезни. Тяжесть заболеваний с течением времени также снижается. Все это говорит о том, что в детском организме активно формируется иммунная система. Так почему же болеют дети?

1. Слабый иммунитет

Развитие иммунной системы человека начинается еще внутриутробно. Однако плод для материнского организма представляется биологически чужеродным, поэтому дабы предотвратить отторжение он защищен плацентой и имеет высокую супрессорную активность. То есть иммунный ответ будущего ребенка постоянно угнетается. От момента рождения начинается активное становление иммунной системы малыша. При этом следует различать общий и местный иммунитет.

Полезно знать: механизм общего иммунитета запускается, если микробы проникают в кровь и ткани организма, а местный отражает постоянные атаки миллиардов вирусов и бактерий, которые попадают из окружающей среды на кожу и слизистые оболочки.

Таким образом, если ребенок часто болеет, но с заболеванием его организм справляется легко и быстро, то у него хороший общий иммунитет, но плохой местный.

2. Большой детский коллектив

Приходя в детский сад впервые, ребенок сталкивается с совершенно незнакомой ему флорой, к которой ему еще предстоит привыкнуть и адаптироваться. Ему приходится столкнуться с множеством новых микроорганизмов. Носителями этих микробов являются другие дети, с которыми он целыми днями играет, обменивается игрушками, контактирует другими способами. Поскольку в настоящее время в детских садах существует дефицит мест, то группы комплектуются по максимуму, поэтому одновременно в помещении, площадь которого не превышает 30-60 квадратных метров, может находиться 25-35 воспитанников. У некоторых из них могут быть слабые проявления болезни, другие могут быть носителями инфекции.

Читайте также:  Ветрянка у детей когда можно мыться

Полезно знать: даже если все эти дети будут здоровы, то новичок может заболеть буквально через несколько проведенных в саду дней, поскольку его организм отреагирует на еще неизвестные ему микробы.

Кроме того, патологическая микрофлора в детском коллективе постоянно обновляется, так как малыши-дебютанты, скорее всего, являются носителями ранее неизвестных в группе видов бактерий и вирусов. Пройдет пара лет пока дети адаптируются к флоре друг друга, выработают устойчивость к патогенным микроорганизмам.

Также не следует забывать, что для каждой мамы ее ребенок один единственный и перед прогулкой в зимнее время года она тщательно проверяет одело ли ее чадо теплые носочки, не расстегнута ли где пуговка на его куртке, завязан ли шарф. А у воспитательницы детского сада и нянечки целых 35 воспитанников, поэтому каждый из них имеет шансы простыть по причине банального недосмотра.

3. Вина родителей, проблемы системы

Для того чтобы кто-либо из одногруппников заболел нужен источник инфекции, а в детсадовском коллективе они встречаются сплошь и рядом. Очень часто обстоятельства, финансовые и другие личные проблемы вынуждают мать приводить в группу не совсем здорового ребенка. В свою очередь, воспитатель должен отправить болеющего ребенка домой, но так тоже происходит не всегда. Немудрено, что для его ровесников это может обернуться плачевно.

4. Состояние помещения и микроклимат

Большинство детских садов размещаются в старых зданиях, которые давно не подвергались капитальному ремонту. Часто там установлены деревянные окна, которые за долгие годы усохли, расшатались и пропускают сквозняки, пол всегда холодный, а батареи еле теплые. Неудивительно, что в таких условиях дети часто простужаются или подхватывают вирусные и прочие инфекции.

Полезно знать: огромное влияние на частоту заболеваемости среди детей оказывает микроклимат в детсадовских помещениях, в которых играют и спят дети.

Так, во время отопительного сезона параметры воздуха совершенно не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам, действующим в детских дошкольных учреждениях. В норме температура воздуха должна достигать максимум 22 градусов, а влажность поддерживаться на уровне 40-60%. Однако зачастую в детских садах в отопительный период наблюдается такая ситуация: температура 25 и выше, а влажность 25% и ниже. А такие условия губительны для местного иммунитета детей. При этом помещения редко проветриваются, что создает условия для скопления патогенных микроорганизмов.

5. Психологический фактор

Частые респираторные заболевания у ребенка, посещающего дошкольное учреждение, могут иметь психосоматическую причину. Малыши вынуждены привыкать к совершенно новым для них условиям существования, распорядку дня, пребывать в разлуке с родными, слушаться абсолютно постороннего человека – нянечку или воспитательницу. Все это отражается на моральном состоянии каждого ребенка. Кроме того, у крохи могут возникнуть конфликты с одногруппниками или параллельно с адаптацией в детском саду может случиться разлад, сора в семье.

Стрессы отрицательно сказываются на иммунитете детей, их организм становится более подверженным влиянию различных патогенных микроорганизмов. Именно поэтому родители должны знать, как помочь ребенку в детсадовской адаптации.

Когда малыш заболевает впервые после начала посещения дошкольного учреждения, родные стараются во всем ему угодить, всячески потакают его капризам и это большая стратегическая ошибка. На несколько недель после такого неприятного пребывания в детском саду ребенок окунается в атмосферу вседозволенности и напрочь забывает, что в самом начале болезни у него были какие-либо неприятные симптомы. Когда приходит пора опять идти в сад в его организме срабатывает защитный механизм, он опять заболевает дабы продлить свое пребывание дома, где ему так хорошо.

Как бы часто ни болел ребенок гораздо важнее то, как его организм справляется с этими заболеваниями. Если ему удается победить инфекцию в течении недели и при этом лекарственные препараты для устранения симптоматики применяются в минимальных количествах, то бить тревогу не стоит, это естественный процесс становления иммунной системы. Однако когда любая вирусная инфекция имеет бактериальные осложнения, если постоянно приходится применять антибактериальные средства, то нужно искать причины такого состояния малыша.

Как уберечь малыша от болезней?

Полностью избавить свое чадо от болезней невозможно, это противоестественно. Но благодаря соблюдению некоторых правил можно значительно снизить частоту заболеваемости у малыша, который ходит в детский сад.

1. Выбор дошкольного учреждения

Профилактика частых болезней детсадовского ребенка начинается с выбора дошкольного учреждения. Можно на детской площадке пообщаться с мамами немного старших детишек, которые уже посещают детский садик, узнать их мнения, расспросить о размерах групп, поинтересоваться отношением воспитателей к малышам, насколько они внимательны и принимают ли больных детей в группу. С расспросами о детских садах можно обратиться и к участковому педиатру. Как правило, к нему приводят ребятишек со всех окрестных садиков, следовательно, ему известно малыши из какого учреждения болеют чаще.

Важно: прежде чем приступать к оформлению дочки или сына в детский сад также нужно попросить осмотреть помещение, где чаду предстоит проводить большую часть дня.

Комнаты должны быть светлыми и просторными, зимой в них должна быть оптимальная температура и влажность. Очень желательно, чтобы в детском саду, куда пойдет ребенок, была медсестра, которая сможет изолировать больного от здоровых детей в группе до прихода его родителей, а также окажет ему помощь в случае необходимости.

2. Укрепление иммунитета

Одним из способов предотвратить простудные и инфекционные заболевания у детей является закаливание. Закаливающие мероприятия позволяют укрепить иммунную, нервную и эндокринную системы.

К ним относятся такие элементарные действия, как ежедневные активные прогулки и спорт на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении, например, при открытой форточке, водные процедуры, босохождение. Причем ходить босиком ребенок может не только летом (как на улице, так и дома), но и зимой в помещении. Иммунной системе вредны как переохлаждение, так и перегрев, поэтому детей не следует кутать, нужно одевать их в соответствии с погодными условиями и температурным режимом, которого придерживаются в детском саду. Также следует помнить, что иммунитет выше у тех малышей, которые активно двигаются, имеют возможность летом поплескаться в водоемах, поиграть в песке, едят по мере появления у них аппетита и пьют охлажденные напитки.

При этом ежедневный рацион ребенка должен быть полноценным и включать крупы, мясную, молочную пищу, овощи и фрукты, периодически еще морепродукты. Совет: если с целью укрепления иммунитета планируется поездка с дитем к морю, то желательно, чтобы ее продолжительность была не менее месяца, поскольку первые пару недель ему потребуются на адаптацию к новым климатическим условиям.

Положительно на состоянии детского здоровья сказываются систематические физические нагрузки. Обычная зарядка способна улучшить работу сердца, состояние нервной системы, укрепить мускулатуру, улучшить осанку, усилить аппетит, поднять настроение и укрепить иммунитет. Но не нужно забывать и о том, что отрицательно влияет на здоровье детей. Так, если родители позволяют себе курить в присутствии чада, то его растущий организм от этого сильно страдает, или, к примеру, загазованность атмосферного воздуха в больших городах значительно выше, чем в деревне, поэтому загородная прогулка, поход или пикник в выходные дни будет очень полезен для всей семьи.

3. Чистые руки – здоровый ребенок

Патогенные микроорганизмы переносятся не только по воздуху (воздушно-капельный путь заражения), но и оседают на различных предметах общего пользования, как дверные ручки, игрушки. Если дотронуться до этих объектов, то они неизбежно окажутся на поверхности кожи.

Даже взрослые люди в течении дня дотрагиваются руками до своих глаз, носа, губ, а маленькие детки могут совать пальцы в рот и нос до 300 раз в день. А поскольку на руках скапливаются миллионы различных микробов, то их нужно как можно чаще мыть с мылом. Ребенка нужно приучать выполнять эту нехитрую операцию после прогулки или посещения туалета, перед едой и всегда по мере загрязнения. Также следует объяснять малышу, что тянуть в рот все подряд особенно вне дома абсолютно не допустимо. Немытые руки могут стать причиной вирусной, бактериальной, грибковой инфекции или даже глистной инвазии, что неизменно негативно отразится на здоровье крохи.

Не только в детских дошкольных учреждениях должны придерживаться санитарно-гигиенических норм и правил. Дома нужно создать комфортную и здоровую атмосферу — нужно поддерживать оптимальную температуру воздуха и влажность, а также следить за качеством воздуха, следует убрать все возможные пылесборники, как можно чаще проводить влажную уборку.

Важно: нужно защитить слизистые оболочки носа ребенка от пересыхания, так как пересушенная слизистая является идеальной средой для развития инфекции.

С этой целью полезно орошать носик малыша солевым раствором утром и по его возвращении из детского сада.

5. Лекарства, которые не лечат

Существует несколько мифов по поводу профилактики заболеваний у детей, которые готовятся поступать в дошкольное учреждение. Они состоят в том, что если пропить курс витаминных препаратов или иммуномодуляторов, то это поможет укрепить иммунитет малыша. Но ни те, ни другие фармакологические препараты не способны повысить сопротивляемость организма различным инфекциям. Более того, любое лекарственное лечение уже больного ребенка должно применяться только при острой необходимости. Детский иммунитет находится на стадии становления, он только учится отражать атаки вирусов, бактерий и прочих микробов.

Полезно знать: даже если у чада поднялась температура или возник кашель, то погодите пичкать его жаропонижающими и отхаркивающими препаратами, а тем более давать антибиотики.

Нужно постараться помочь организму победить инфекцию собственными силами. Для этого достаточно поддерживать оптимальный микроклимат в помещении, давать ребенку больше пить, есть только по желанию, увлажнять носовую полость солевым раствором. Температуру тела нужно начинать сбивать когда она достигнет 38 градусов.

После выздоровления не следует сразу вести чадо в садик, его организму необходимо время, чтобы полностью восстановить силы. После ОРВИ такой карантин должен длиться не менее трех дней.

В случае тяжелого течения заболевания ребенку может потребоваться до двух недель. Ослабленного ребенка следует изолировать от сверстников, потому что он рискует сразу же подхватить очередную инфекцию, так как его иммунитет истощен. Также не следует вести своего больного малыша в садик. Ведь нет никакой гарантии, что если у него болезнь проявилась только насморком и кашлем, то и у другого ребенка ее течение будет столь же легким.

6. Прививка от гриппа

Этот способ защиты от самого распространенного респираторного заболевания имеет эффективность 70-90%, но организм привитого ребенка в случае развития болезни значительно быстрее справится с инфекцией. Вакцинацию нужно ежегодно повторять, желательно перед началом эпидемического периода (в сентябре-октябре).

Самый лучший возраст

Лучшим временем для начала посещения детского сада считается возраст 3-4 года, поскольку до этого времени иммунная система детей еще неспособна производить клетки памяти, а психологически они еще не готовы разлучаться с матерью. Кроме того, в этом возрасте дети уже владеют всеми необходимыми навыками самообслуживания.

Любовь и понимание

Если ребенок часто болеет, то важно окружить его любовью и заботой, не втягивать в семейные конфликты.

Совет: для ребенка, у которого возникли сложности с адаптацией в садике, можно разработать собственный график посещений. К примеру, сделать дополнительный выходной среди недели.

Но и слишком часто оставлять ребенка тоже не следует. Если ребенок почувствует, что может извлекать выгоду из своего болезненного состояния, то неосознанно будет стремиться заболеть снова и снова. Болеть должно быть скучно.

Если же все предпринятые меры не приносят должного результата и малыш болеет слишком часто, то можно отложить поступление в детский сад на год.

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
×
×
Adblock
detector